Кемеровская область. Кура и с чем её едят

Фильтры

Регион

Новости

Кемеровская область. Кура и с чем её едят

Лучше всего куру-гриль или шашлычок есть вприкуску с сертификатом и вприглядку к результатам анализов, вывешенным на видном месте.
Сразу успокоим: в хорошо прокопченной продукции микробы и паразиты не водятся. Здесь другая беда - возможность сверх меры потребить бенз(а)пирен. Сразу не почувствуешь, но в отдаленном будущем наряду с другими факторами воздействия на организм это вещество может дать о себе знать риском онкологии. Надо понимать, что бенз(а)пирен содержится в любых копченостях как результат воздействия дыма. Важно знать - в каких дозах. Не отказываться же от этих вкусных вещей.
Отсюда и вопрос к врачам филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" в городе Новокузнецке: насколько тщательно у нас исследуются как копченые, так и другие продукты питания, товары потребления в целом?
Главный врач филиала Елена Гилева приводит выдержку из закона о санэпидблагополучии. В статье 32-й говорится, что каждое предприятие, которое что-либо производит, продает или покупает, обязано выполнять программу производственного контроля. И такие программы есть сегодня у 70 процентов производителей, включая предприятия малого и среднего бизнеса.
- Но в этих программах, - продолжает Елена Гилева, - нормируемый набор исследований не выполняется. Можно провести исследования по пяти показателям, а можно - по 15-ти. Конечно, я выберу анализы подешевле, и формально программа будет выполнена. Что и происходит с той же самой колбасой. Ее исследуют на влажность, цвет - элементарные санитарно-гигиенические нормы.
- А показатели безопасности при этом уходят в сторону, - замечает руководитель испытательной лаборатории центра Анатолий Колобов.
Результаты исследований, как я поняла, имеют право выдавать несколько городских аккредитованных лабораторий. И они "правильные", только с минимальным набором анализов.
А государственная санслужба? Она контролирует лаборатории в рамках надзора (ст. 134 Закона "О защите прав потребителей"), обязана проверять предприятия, в том числе на предмет выполнения программ производственного контроля (в полном ли объеме проведены исследования, по всем ли требуемым по закону ин-гредиентам).
Но, во-первых, такая проверка "грозит" производителю один раз в два года, а во-вторых, уплатить штраф за невыполнение оказывается в два-три раза дешевле, а значит, по законам бизнеса, предпочтительнее, чем программа.
Центр гигиены и эпидемиологии производит полнообъемные исследования. Но как добиться, чтобы производители выполняли их? Убедить?
- Убеждать бесполезно, - говорит Елена Гилева, - пробовали.
Но город должен получать здоровую пищу. И каждый покупатель, по закону, имеет право знать, что он ест, чтобы не навредить своему здоровью. Старый принцип медиков "легче предупредить, чем лечить" по-прежнему актуален. Тем более в свете таких данных: в прошлом году по сравнению с 2005-м на шесть процентов возросло количество нестандартных (то есть не отвечающих требованиям СанПиНа) проб продуктов питания. Если в 2005‑м было 15 "нестандартов" (яйца аскарид с овощей), то в 2006-м - 19, включая 5 нестандартных проб рыбы, где обнаружены метацеркарии описторхиса и плетоцеркоиды широкого лентеца. В одной из проб, принесенной жителями (рыба из местных водоемов), найдены нематоды. Это все вполне могло попасть в наш котел. Невымытые после разделки рыбы руки, недостаточная тепловая обработка, и получаем подарок к ухе - глистовую инвазию. Конечно, должны быть меры личной безопасности. Но глисты - это простейшее, что мы можем получить из-за незнания состава и состояния продуктов.
Самые крайние меры в борьбе за права потребителя - отзыв лицензии. Прямая угроза лишения Роспотребнадзором разрешения на право работы - на основании исследований Центра гигиены и эпидемиологии - это действенный, но очень длинный и маловероятный путь. Санврачи не могут припомнить подобных решений. (Спасибо сегодняшнему законодательству, защищающему интересы коммерсантов более, чем потребителей. Достаточно вспомнить про "фекалии", наводняющие Россию". Может, и прав был Саакашвили...)
Ситуация, выходит, такая. Выпускается, к примеру, не очень хорошая продукция. Сделали ее задешево, продали задорого, получили прибыль. Пострадал кто? Население, которое выпущенную продукцию съело. Между этими двумя категориями - изготовителем и населением - стоят санврачи. Но требовать в полном объеме они, как выяснилось, не уполномочены. А производитель не очень-то и заинтересован. Ну какая выгода будет у продавцов той же колбасы от проведенных масштабных исследований?
- Была у нас очень большая работа с одной из частных организаций по определению бенз(а)пирена в продукции, - говорит заведующая лабораторией санитарно-гигиенических исследований Ольга Новосед. - В копченых курах шло превышение ПДК (предельно допустимой концентрации). На основании нашего исследования в фирме детально подошли к технологии, изменили некоторые моменты, экспозицию выдержки, и в итоге пошла стандартная продукция.
- Было бы желание, - говорит Анатолий Колобов, - в контакте с нами можно найти оптимальные варианты технологических режимов, которые позволят снизить содержание вредных веществ в продуктах питания.
- А что это даст производителям? - спрашиваю санврачей.
- А вот это должна дать реклама, - отвечает Елена Гилева.
Пришли в магазин - продукт один, а цены разные. Почему? Рядом с ценником - красивые результаты анализов Центра гигиены: так, мол, и так, - продукция экологически чистая и абсолютно безопасная. Народ стал более грамотным. Смотрит, разбирается. И - покупает или не покупает. Особенно сейчас, когда наряду с ГОСТами позволено использовать технические условия. ТУ не имеют строгого регламента, один ингредиент может заменяться другим, что не всегда указывается на стандартной упаковке. А в анализе сразу видно - партия товара такая-то, мяса столько-то, соя отсутствует.
Это касается всех потребительских товаров.
- Если бы я строил дом, - говорит Анатолий Колобов, - прежде чем начать, я бы обязательно исследовал почву и строительные материалы на радиацию, на содержание токсических веществ. Экологическая экспертиза после введения нового Градостроительного кодекса в индивидуальном, коттеджном строительстве на этом не настаивает.
Частные застройщики поняли, что безопасность их жилища никого, кроме них самих, не интересует, и начали обращаться в Центр гигиены и эпидемиологии. Проще предупредить, чем сносить готовый дом.
В прошлом году поступало достаточно много частных жалоб по мебели (сейчас их поток немного иссяк). Исследовали, определяли превышения ПДК по фенолу, по формальдегиду. Затем люди обращались в судебные инстанции, отстаивая свои права. Так что работа центра весьма многоплановая. Были бы деньги, а исследования на благо горожан будут.

Кузнецкий рабочий



Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее